Правовые публикации

К сожалению, сегодня нередко родители задаются вопросом «Почему поведение моего ребенка резко изменилось?». Грубость в общении со взрослыми, замкнутость, плохая успеваемость в школе, прогулки допоздна, сомнительные знакомые и друзья – все это может являться следствием общения ребенка с негативной для него компанией.

Российским законодательством именно на родителей возложена приоритетная обязанность по воспитанию и содержанию своего ребенка, его защите. Так, согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ), родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также защищать права и законные интересы во всех, без исключения, случаях их нарушения. При этом родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав без специальных полномочий, разрешений и доверенностей (ст. 64 СК РФ).

В последнее время преступления, жертвами которых становятся дети, к сожалению, совсем не редкость. Для ребенка опасность могут представлять и улица, и школьный двор, и общественный транспорт и даже собственный дом. Между тем любая психологическая травма накладывает отпечаток на еще не сформировавшуюся личность, и кто знает, чем может обернуться для ребенка проявленное равнодушие и бездействие со стороны тех, кто мог ему помочь, но предпочел остаться в стороне?

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему.

Влияние развода родителей на эмоциональное состояние детей переоценить трудно. В мире ребенка, особенно маленького, семья имеет особое значение. Стабильное общение с мамой и папой, привычный семейный досуг – все это является составляющей чувства стабильности и душевного равновесия ребенка. Поэтому психологи советуют родителям в случае развода проследить, чтобы в привычном для ребенка распорядке дня произошло как можно меньше изменений.

Ограничение родительских прав одного из родителей - это отобрание ребенка у одного из родителей без лишения его родительских прав. В последующем ребенок в зависимости от ситуации передается второму родителю, другим близким родственникам, органу опеки и попечительства.

Лишение родительских прав – это чрезвычайная мера, которая применяется в тех случаях, когда необходимо защитить ребенка от его собственных родителей. При этом одним из самых острых вопросов в ситуациях лишения родительских прав является жилищный вопрос. Смысл лишения родительских прав может утратить свое значение, если ребенок и его родитель, лишенный прав, продолжат проживать вместе в одной квартире. Поэтому если дальнейшее совместное проживание невозможно ввиду опасности для ребенка, судами применяются крайние меры, которые направлены на защиту интересов ребенка. Правда эти меры напрямую зависят от того, каким образом оформлено жилье, в котором проживает ребенок и его родитель, лишенный прав.

Лишение родительских прав – это чрезвычайная мера, которая применяется в тех случаях, когда необходимо защитить ребенка от его собственных родителей. К сожалению, такие вопросы поднимаются все чаще. Рассмотрим, что важно знать, чтобы начать процедуру по лишению родительских прав.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статьи 34, 41) условия обучения детей определяются с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Поэтому в целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от их состояния здоровья делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Чем старше ребенок, тем больше у него потребностей. Современные гаджеты, модные кафе, брендовая одежда, развлекательные центры – все эти желания могут привести ребенка к мысли найти себе работу, чтобы иметь личные средства на повседневные расходы или наоборот начать откладывать на покупку чего-то. В этих ситуациях родителям важно понимать, что труд, если ребенок сам пришел к этому решению, - это не плохо, но ребенок должен знать, что для его работы есть множество ограничений. Самостоятельно ребенку будет сложно разобраться в тонкостях законодательства, поэтому его родителям желательно поспособствовать тому, чтобы юный работник пришел к работодателю юридически подкованным.

Поступление в дошкольную образовательную организацию, как правило, - самый первый этап в жизни ребенка, когда с ним рядом нет мамы, папы и других родных. Поэтому очень важно, чтобы родители знали, какие условия для детей должны быть обеспечены образовательной организацией, какой режим дня будет у ребенка, какова будет его нагрузка.

Причина, по которой абитуриент не прошел вступительный экзамен в ВУЗ, может состоять в его недостаточной подготовке к экзаменам. Но бывают также и иные ситуации – когда поступление становится невозможным из-за технической ошибки при проверке работы или ошибки экзаменатора, в результате неверно составленного задания и т.п. Поэтому важно знать, что по результатам вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, абитуриент имеет право подать апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами.

Сегодня нередко от школьников и даже их родителей можно услышать жалобы на то, что домашние задания отнимают очень много времени, которое ребенок мог бы потратить на внешкольное развитие, творческие занятия или отдых. Однако существует и другая точка зрения, которая состоит в том, что домашнее задание – это необходимое дополнение к уроку, потому что лишь единство урочной и внеурочной работы может обеспечить целостность образовательного процесса.

В 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ), согласно которому продленка как услуга по присмотру и уходу за детьми исключена из числа бесплатных школьных услуг.

В советский период детский труд являлся одним из методов воспитания и его применение в школах по большей части приветствовалось. Но в современном обществе взгляды на этот вопрос существенно изменились, и сегодня от родителей можно услышать как положительные отзывы о труде в стенах школы, так и жалобы со ссылками на принуждение детей к труду.

В последние перед началом учебного года дни вновь стал актуальным вопрос: «А стоит ли начинать учебный год с первого сентября?». Звучат предложения начинать занятия с середины сентября, а некоторые небезызвестные политические деятели и вовсе предлагают начинать учебу в октябре. Но то, что учебный год при любых условиях начинается 1 сентября, заложено в наших головах надежно и прочно. Предлагаем разобраться насколько возможен перенос даты начала учебного года, и какими правами обладают администрации школ в этом вопросе.

Единый государственный экзамен – ответственный период в жизни каждого одиннадцатиклассника. Это неудивительно, ведь ЕГЭ представляет собой сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, и уровень тревоги. Поэтому так важно помнить: на экзамен нужно прийти не только с багажом знаний, но также с верным психологическим настроем. В этой статье мы расскажем будущим выпускникам школ, как правильно вести себя, чтобы показать максимальный результат при сдаче ЕГЭ.

В экзаменационную пору и период интенсивной подготовки к экзаменам основная задача родителей - создать оптимальные и комфортные условия для ребенка, обеспечить правильный психологический настрой, помочь распланировать режим дня, чтобы подготовка к экзаменам не стала для ребенка непосильной ношей. Поддержка и спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Школьные конфликты между учениками и педагогами сегодня не редкость. И в этом контексте у детей и родителей возникают вопросы: вправе ли учителя не допускать детей к занятиям по причине отсутствия сменной обуви, «ненадлежащего» внешнего вида или опоздания?

Порядок организации группы продленного дня определяется самостоятельно учебным заведением, путем принятия специального документа. Он может называться, например, «Положение о группе продленного дня» или как-то иначе.

«Обязаны ли спрашивать мнение родителей при замене педагога?», «Можно ли родителям самим инициировать замену школьного учителя?» - в рамках проекта «Защита родителей и детей от нарушения их прав и злоупотреблений в учебных заведениях области» в Тамбовское отделение Ассоциации юристов России поступает немало подобных вопросов.

Сегодня нередко школы организуют платные кружки, курсы, спортивные секции, факультативы и т.п. Цена за посещение таких занятий устанавливается самой школой и зачастую это бывают довольно внушительные суммы для среднестатистической семьи. Если родителей устраивают стоимость и прочие условия, то они подписывают со школой договор об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101, ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Однако не все родители знают, что часть такой платы можно вернуть обратно в семейный бюджет. Речь идет о получении социального налогового вычета.

«Всего четыре времени у года, но у того, кто учится, их пять» - напоминает нам известная детская песенка о самом желанном периоде школьной жизни. Действительно, нередко ученики на вопрос о любимом времени в году не задумываясь отвечают: «каникулы». И что уж говорить, многие дети начинают ждать каникулы уже с первых дней учебы.

Сегодня не все родители знают, что участвовать в управлении школой может не только руководство образовательного учреждения, но и органы школьного самоуправления, сформированные педагогами, а также учащимися и их родителями. Такие органы могут влиять на школьную политику через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Органы школьного самоуправления играют важную роль, так как с их помощью обеспечивается полноценное функционирование учебного процесса, где учитываются интересы всех участников школьной жизни.

Контрольные работы нередко являются причиной серьезных переживаний ребенка. Так, многие дети на уроках, предполагающих контроль знаний, чувствуют себя совсем иначе, чем на обычных уроках: волнуются, испытывают неуверенность в себе, боятся получить низкую оценку. И это не удивительно, ведь так или иначе контрольная работа для ребенка – это проверка его знаний. Для минимизации стрессовых воздействий на детей, а также для распределения учебной нагрузки СанПиН 2.4.2.2821-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) предусмотрен целый ряд требований к организации контрольных работ. Рассмотрим основные из них.

Родители обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечивать получение детьми общего образования, защищать их права и интересы. Все эти и другие обязанности прямо предусмотрены для родителей законом – Семейным кодексом РФ (ст. 63, 64) и иными нормативно-правовыми актами.

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа - ученик - родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Обучение ребенка для многих семей сопряжено с финансовыми затратами. Но что является необходимой тратой, а на какие нужды родители расходы нести не обязаны? Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее – ФЗ № 273-ФЗ) содержит ответы на ряд первостепенных и важных для каждого родителя вопросов.

С чего начинается школа? Как театр начинается с вешалки, так школа начинается с расписания. При этом правильно составленное расписание - неотъемлемое условие образовательного процесса. В данной статье рассмотрим, как правильно должна распределятся учебная нагрузка. А также расскажем, что предпринять родителям, если учителя часто меняют уроки местами, отходя от установленных к расписанию требований, или даже сама школа утверждает несоответствующее расписание.

Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное по отношению к другим предметам. Однако физкультура – это очень важный урок, который имеет своей целью физическое развитие учащихся и укрепление их здоровья. Вместе с тем урок физкультуры существенно отличается от других предметов установленными требованиями к помещению для занятий, к инвентарю, методам и формам проведения занятий и др. И, как показывает статистика обращений на консультации к нашим специалистам, именно этот школьный предмет вызывает у родителей и детей больше вопросов, чем другие предметы. Поэтому в данной статье рассмотрим наиболее интересные аспекты проведения уроков физкультуры.

Довольно часто родители сталкиваются с необходимостью перевода своего ребёнка из одного учебного заведения в другое. При этом он может быть вызван как инициативой самих родителей, так и причинами, независящими от них, например, прекращением деятельности школы. Как правило, всевозможные административные процедуры, в том числе и перевод ребёнка в другое образовательное учреждение, вызывают замешательство у родителей, они не знают с чего начать и как действовать. Поэтому разберем в данной статье, какова процедура перевода и в каких случаях он возможен.

Безусловно, родители хотят, чтобы их ребенок в школе ни в чем не нуждался, учился по современным учебникам и пособиям, был обеспечен всеми канцелярскими принадлежностями и качественной школьной одеждой. Поэтому в преддверии учебного года большинство семей тратят немалые суммы на тетради, ручки, карандаши, дневники, одежду. Что же касается учебников: родители траты на учебники нести не должны. Об этом сейчас знают очень многие семьи, которые, кстати, с успехом защищают свои права, если в школе с них начинают требовать деньги на учебники. Но далеко не многие родители знают, что приобретение учебных пособий (в том числе рабочих тетрадей, приобретаемых в дополнение к учебникам) также не должно ложиться на их плечи.

Агрессивное поведение у детей в школьной среде является актуальной проблемой современного общества. Это обусловлено системой факторов: ухудшением социально-экономических условий жизни, кризисом семьи как института воспитания, частыми случаями невнимания школ к психоэмоциональному состоянию детей и др. Как результат, сегодня, к сожалению, нередки случаи таких поступков среди сверстников как унижения, оскорбления, групповые драки, издевательства, клевета. Бывает даже так, что в классе появляются дети, которые становятся жертвами притеснений и издевательств со стороны большинства одноклассников. Как защитить ребенка от подобного детского произвола? Какая ответственность предусмотрена законом для виновников таких ситуаций? Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Права, свободы и интересы детей являются главной ценностью любого правового государства и гражданского общества. Их нарушение приводит не только к тому, что страдают дети здесь и сейчас, но и оказывается негативное влияние на будущие поколения, а также это отражает правовую культуру и моральный уровень всего современного общества.

На сегодняшний момент конфликтные ситуации среди детей не редкость. Не редкость, к сожалению, и оскорбительные выражения и действия, обидные слова, высказанные в адрес собеседника. В данной статье разберем, как родителям можно защитить права своего ребенка, если он пострадал от оскорблений сверстников.

Проблема воспитания толерантности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. В этом контексте необходимо отметить изучение в 4-х классах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). Но с самого момента введения в школьную программу данного предмета, по настоящее время у родителей и детей возникает немало вопросов.

Сегодня по всей стране не редки случаи возникновения «громких» скандалов на почве превышения своих полномочий педагогическими работниками по отношению к несовершеннолетним обучающимся. В этой связи рассмотрим основные обязанности педагогов и пределы их полномочий.

Бывает так, что администрации школы приходится прибегать к самой строгой мере дисциплинарной ответственности для учеников – отчислению. В связи с этим возникают вопросы: как, когда и при каких обстоятельствах возможно применение такой меры? Давайте в этом разберемся.

Никто не будет спорить, что забота о ребенке, его воспитание есть равное право и обязанность родителей ребенка. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) в главе 12 достаточно подробно урегулировал права и обязанности родителей, а также права несовершеннолетних детей. Родители уполномочены самостоятельно выбирать и использовать методы и формы воспитания своих детей, однако, в некоторых случаях, выбранные методы выходят за рамки разумных пределов и правовых дозволений. Именно за закрытыми дверями, вдали от посторонних глаз, зачастую, происходит безнаказанное самоуправство. Под угрозой противоправного воздействия находятся самые беззащитные и беспомощные, в силу своего физического и психического развития - дети.

Право на образование гарантировано каждому гражданину Российской Федерации, независимо от состояния его здоровья (ст. 43 Конституции РФ). В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В последнее время школы, прививая детям духовные ценности, развивают практику посещения культурно-досуговых мест с выездами в другие районы. Однако организовать такие поездки не так то и легко, как кажется на первый взгляд. Ведь изначально предполагается их юридически правильное оформление и соблюдение правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. постановление Правительства от 17 декабря 2013 г. №1177).

Не менее щепетильным вопросом в сфере образования, чем приобретение учебников, остается сбор денежных средств на ремонт в школах. Следует помнить, что у родителей нет обязанности по внесению денежных средств в фонд школы для осуществления ремонта. При этом не имеет значения, о каком именно ремонте идет речь, будь это текущий ремонт в виде покраски стен, либо это капитальный ремонт в виде замены крыши, фундамента и так далее.

Отправить ребенка в первый класс – нелегкая задача для родителей. Порой не знаешь с чего начать. Рассмотрим ниже памятку для родителей, впервые направляющих ребенка в школу.

В современном мире неотъемлемой частью жизни человека, как взрослого, так и ребёнка, является интернет, телевидение, радиовещание, а также печатные издания – газеты и журналы. Большинство информации, содержащейся в вышеперечисленных источниках, рассчитано на взрослых, а детям может нанести вред. Именно поэтому закон четко прописывает перечень информации, которая допустима для детей, в том числе разграничивает информацию применительно к возрастным группам детей.

В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой даже незаконных мер воспитания. Согласно п. 4. ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные случаи.

Нередкими являются случаи, когда ребенок приходит из школы в ссадинах и царапинах. Возникает вполне обоснованный вопрос у родителей: как поступить в данной ситуации.

Школа – это место, в котором участники образовательного процесса (школьники, родители и педагоги), ежедневно взаимодействуя между собой, порой сталкиваются с конфликтными ситуациями, решить которые самостоятельно не в силах.

Из года в год родители, отправляя своих детей в школу, вынуждены приобретать учебники, на которые уходит немало денег. И этот процесс вошел в привычку у некоторых родителей, и они даже не задумываются, а обязаны ли они вообще их покупать. Правда есть и бдительные родители, которых данных вопрос поистине интересует.

Для многих детей уже начались летние каникулы, и родители уже задумались, как бы скрасить досуг своих детей на лето. Самым востребованным у детей времяпровождением является посещение ими лагерей – это могут быть школьные и оздоровительные лагеря, в которых дети могут завести не только новые знакомства, но и подправить свое здоровье.

Нельзя представить жизнь современного ребенка без использования компьютера, интернета и социальных сетей. Сейчас в социальных сетях можно найти большое количество групп по интересам и узнать много нового. Поэтому неудивительно, что каждый подросток зарегистрирован хотя бы в одной социальной сети. Порой нам кажется, что информация в интернете носит неформальный характер и все мы привыкли, что страничка в сети – способ нашего самовыражения. Но зачастую мы забываем, что в интернете, как и в «реальной» жизни, тоже существуют правовые рамки.

Сегодня родители, которые отказались от вакцинации своих детей, достаточно часто сталкиваются с множеством проблем. К сожалению, им не всегда удается получить полную информацию о порядке отказа от вакцинации, а также о последствиях такого отказа. Именно поэтому в данной статье нам хотелось бы развеять некоторые «мифы» об обязательности прививок.

Ежедневно пропадая на работе, семьи имеющие детей, вынуждены обращаться за помощью в детские сады, оставляя там чадо на период своего отсутствия. Однако данный присмотр за ребенком не для всех категорий граждан является бесплатным, и некоторые родители ежемесячно вносят родительскую плату.

В качестве материальной поддержки для родителей, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения, предусмотрена компенсация в процентном отношении от уплаченного размера родительской платы согласно ч. 1 статьи 9 Закона Тамбовской области от 1 октября 2013 г. №321-З «Об образовании в Тамбовской области». Размер компенсации устанавливается следующим образом: на первого ребенка - 20% размера родительской платы; на второго ребенка – 50%; на третьего и последующих детей – 70%.

С наступлением летнего времени завершился учебный год для школьников. В связи с чем у обучающихся старших классов, достигших возраста 14 лет, появится реальная возможность отвлечься от учебного процесса и немного подзаработать за лето. Всем понятно, что вступать в трудовые отношения несовершеннолетние, как впрочем и взрослые, могут только по собственному желанию. Кроме того согласия только лишь одних учащихся недостаточно, необходимо чтобы было еще и согласие одного из родителей, либо же законных представителей из числа опекунов либо попечителей (статья 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).